Развитие памяти — интересные факты
Развитие памяти начинается с раннего возраста. Малыши с рождения способны запоминать звуки, образы, цвета и так далее. Но есть и некоторые парадоксы – наша память делает интересную выборку информации и многое из того, что было в детстве уже не помнится спустя, например, десять лет.
Детская амнезия
Детской амнезией называется феномен, в силу которого взрослые люди не могут вспомнить, что с ними происходило в 2-4 года — об этом времени, в лучшем случае, сохраняются эпизодические воспоминания. О возрасте до 10 лет у людей тоже остается довольно мало воспоминаний — значительно меньше, чем о жизни в более старшем возрасте.
Какое отношение амнезия имеет к развитию памяти? Хорошо известно, что память ребенка развивается уже в раннем возрасте, и, тем не менее, все люди забывают собственное раннее детство (предполагается, что существуют редкие исключение, но пока это не было доказано).
Явление детской амнезии во многом является парадоксальным. Уже в младенчестве мозг человека способен запоминать множество информации — звуки, лица, размеры, формы, цвета. Дети запоминают голоса близких людей, они могут узнавать (а значит — запоминать) лица, которые часто видят как в реальной жизни, так и по телевизору. В раннем возрасте развиваются многие умения, которые сохраняются на протяжении жизни — это происходит, во многом, благодаря памяти. Наконец, уже к четырем годам ребенок может знать алфавит и даже читать слоги и короткие слова — их он помнит всю жизнь, но события, происходившие в то же время, когда они учился чтению, забываются. В настоящее время известно, что участки мозга человека, отвечающие за память, полностью развиваются лишь к окончанию периода полового созреванияПоловое созревание ребенка — этапы сложного пути. Предполагается, что запоминать события человек начинает только после того, как завершится развитие определенных участков мозга, а это у разных людей происходит в разном возрасте.
Самые ранние воспоминания человека относятся к возрасту от двух до семи лет, при этом женщины обычно помнят себя в более раннем возрасте, чем мужчины. Многие специалисты склоняются к тому, что большинство людей не могут вспомнить себя в возрасте до 3,5 лет. Определить настоящую давность детских воспоминаний трудно: многие дети слышали рассказы о собственном детстве, и они сами уже не могут отличить эти рассказы от настоящих воспоминаний. Так или иначе, развитие памяти, в том числе — запоминание событий — связывают с развитием речи, и формированием «образа Я», хотя пока неизвестно, почему из раннего детства запоминается одно, и совершенно забывается другое.
Развитие памяти в возрасте до 2 лет
Итак, в этом возрасте дети не запоминают совместные путешествия, игры, они не помнят, как вы отмечали их первый и второй день рождения, что подарили на первый в их жизни Новый год. Но каждый родитель знает, что маленький ребенок запоминает и узнает свою любимую игрушку (а иногда наотрез отказывается играть с другой), бутылочку, мелодию, и так далее. То, что заинтересовало, испугало или удивило ребенка, он может помнить более, чем десять месяцев спустя после того, как впервые увидел (или услышал) этот объект. Похожие объекты могут вызывать ту же реакцию — удивление, страх, и так далее. Как правило, ребенок не помнит деталей, однако общее впечатление об объекте является достаточно стойким. Например, если врач причинил ему боль во время одного из визитов, ребенок может и много месяцев спустя бояться этого врача (или вообще людей в белом).
Чтобы способствовать развитию памятиРазвитие памяти — играем в волшебника у маленького ребенка, активно общайтесь с ним, используя как можно больше разных слов. Показывайте ребенку изображения знакомых ему предметов, а также фотографии близких людей — он быстро начнет их узнавать. Давайте ему потрогать все, чем он интересуется, и что является для него безопасным — в раннем возрасте для развития ребенка особенное значение имеют тактильные ощущения.
Развитие памяти в возрасте от 2 до 5 лет
Развитие памяти стимулирует не только сама по себе речь, но и истории, которые с ее помощью можно рассказывать и понимать. Истории создают контекст, благодаря которому многие вещи запоминаются намного лучше, чем в отрыве от контекста. Дети, которые только начинают говорить, не излагают сухие факты — они рассказывают истории. Например, ребенок вряд ли скажет: «Мы были на пляже». Скорее всего, он расскажет историю, например: «Мы ездили на пляж, у меня был красный купальник, а еще там были мама, папа, брат и мой медвежонок». Взрослые люди тоже запоминают факты в каком-либо контексте — к примеру, они могут поместить новую информацию в уже имеющийся в их памяти контекст. Но потом, в отличие от детей, они могут извлечь оттуда только наиболее существенную информацию (в нашем примере: мы были на пляже), не упомянув несущественные детали. Понятие ребенка о важной и неважной информации отличается от понятия об этом взрослого человека, поэтому взрослым иногда кажется, что он запоминает несущественные подробности. На самом деле он помнит то, что важно для него.
В этом возрасте развитие памяти хорошо стимулирует чтение и повторение. Когда ребенок просит родителей снова и снова читать ему одну и ту же сказку, он неосознанно помогает себе ее запоминать. Неслучайно мы хорошо помним сюжеты многих сказок, которые нам читали в детстве, а многие люди даже могут привести на память некоторые цитаты из них.
Развитие памяти в возрасте старше 5 лет
К пяти годами многие дети знают алфавит, могут считать, как минимум, до десяти, и выполнять довольно сложные инструкции, состоящие более, чем из одного пункта («Иди в свою комнату, возьми в верхнем ящике комода белые носки, захвати черные туфли и берет, а потом возвращайся в гостиную» — ребенок в возрасте 5-6 лет может выполнить это, не забыв ничего). В этом же возрасте отчетливо проявляется особенность памяти, которая имеется и у взрослых людей: лучше всего запоминается то, что интересно. И если взрослый человек обладает силой воли, чтобы запомнить неинтересное, то заставить сделать это ребенка довольно сложно. Некоторые дети демонстрируют феноменальную память, когда дело касается интересных областей: например, юные болельщики могут помнить, с каким счетом завершились матчи их любимой команды в текущем сезоне, в каких городах проходили игры, количество забитых мячей у каждого игрока, а иногда и вес, рост и возраст всех игроков (не исключая и запасных). Однако неинтересная информация улетучивается из головы ребенка сразу же, не задерживаясь ни на час.
У ребенка 6-7 лет необходимо поддерживать интерес к его любимым предметам (даже если это футбол, который вам кажется бесполезной тратой времени). В то же время нужно ненавязчиво объяснять, что людям приходится запоминать и не слишком интересные вещи, и что для этого нужно прикладывать определенные усилия. Учите вместе с ребенком стихи (не обязательно в рамках школьной программы — это полезно просто для развития памяти), покажите ему, как систематизировать информацию при помощи таблиц и схем. Уже к двенадцати годам ребенок сможет использовать для запоминания все те методики, которыми пользуются взрослые люди.
- память
|
|
---|
Статьи по теме