Раннее развитие детей — перенапрягать ребенка не рекомендуется
Ранний детский возраст — это крайне важный период с точки зрения физического, умственного, социального и психологического развития ребенка. Человек появляется на свет, имея очень ограниченное число навыков и возможностей — по сравнению с теми, которые он приобретает позже. Зато он очень многому учится уже в первые годы жизни, и люди, наблюдающие раннее развитие детей, нередко удивляются, как быстро они из практически беспомощных существ превращаются в людей, которые стремятся как можно больше всего делать самостоятельно — и часто это у них неплохо получается.
Развитие моторики в раннем возрасте
По мере того, как ребенок растет, его нервная система становится все более зрелой. В результате ребенок все успешнее выполняет различные задачи. Скорость развития моторики является распространенным источником беспокойства среди родителей: многие из них волнуются, достаточно ли быстро развивается ребенок, и сравнивают его с другими детьми того же возраста. Однако скорость развития у всех разная, хотя, конечно, существуют определенные границы нормы. Перечисленные ниже навыки развиваются у здоровых детей в возрасте до полутора лет. Если этого не происходит, возможно, у ребенка имеются какие-либо нарушения, замедляющие раннее развитие.
- Крупная моторика. Развитие крупной моторики связано с развитием крупных мышц тела, в первую очередь – мышц рук и ног. К навыкам крупной моторики относятся ходьба, бег, способность удерживать равновесие и координация движений.
- Мелкая моторика. За навыки мелкой моторики отвечают маленькие мышцы глаз, пальцев, и так далее. Навыки мелкой моторики — это рисование, письмо, способность хватать держать, бросать (последние три навыка должны проявляться уже в период раннего развития детей).
Физическое развитие ребенка в раннем детстве
Сначала развиваются крупные мышцы, затем — мелкие. Так, мышцы туловища, рук и ног развиваются прежде мышц пальцев и кистей рук. По этой причине навыки мелкой моторики развиваются после того, как достаточно хорошо развились навыки крупной моторики.
Центральная часть тела развивается быстрее «периферии». Мышцы туловища у детей развиваются и становятся сильнее раньше, чем мышцы рук и ног.
Развитие мышц идет сверху вниз, от головы к пальцам ног. По этой причине дети сначала учатся держать голову, затем начинают ползать, и только потом — ходить.
Когнитивное развитие в раннем возрасте
В области когнитивного развития относят память, способность к рассуждениям и решению проблем, а также другие функции, которые развиваются у детей. Говоря о раннем умственном развитии ребенка, трудно не упомянуть Жана Пиаже — знаменитого психолога, известного своими работами по психологии детей.
Получив докторскую степень в 22 года, Жан Пиаже начал свою долгую карьеру, которая оставила глубокий след в психологии и педагогике. Основываясь на результатах длительных исследований, он пришел к выводу, что дети не менее умны, чем взрослые, просто они думают по-другому. Альберт Эйнштейн назвал это заключение Пиаже «настолько простым, что оно могло прийти в голову только гению». По мнению Жана Пиаже, дети — это маленькие ученые, которые активно стараются понять мир, а не просто пассивно впитывают информацию.
Когнитивные схемы — одно из основополагающих понятий в теории Пиаже об интеллектуальном развитии ребенка. Он называл схемами создаваемые в уме концепты, которые помогают людям организовывать и интерпретировать информацию. Новая информация используется, чтобы менять, дополнять, или полностью переделывать существующие схемы. Например, в уме маленькой девочки существует схема об определенном виде животных, например, о котах. Согласно ее схеме, коты пушистые и у них четыре ноги. Когда она впервые видит собаку, то может сначала прийти к выводу, что это животное — кот. Однако когда она замечает отличия собаки от кота, или кто-то ей объясняет, чем эти животные отличаются, она пересматривает свою схему для котов и создает новую категорию для собак. В будущем она может создать общую схему для домашних животных, и так далее.
Стадии развития интеллекта
Сенсо-моторный интеллект является самой ранней стадией развития интеллекта по теории Пиаже. Так называется период до двух лет, когда знания о мире ребенок получает только за счет восприятия и двигательной активности.
Стадия доопероциональных представлений — это период между вторым и шестым годами жизни, когда ребенок учится использовать человеческий язык. В этом возрасте дети еще не способны к логическому мышлению (в понимании взрослых людей), не могут мысленно манипулировать информацией, и не способны становиться на точку зрения других людей.
Эти два периода относятся ко времени раннего развития ребенка, и являются важнейшими этапами для его дальнейшей жизни.
Ранее развитие речи
Ученые обнаружили, что речь начинает развиваться еще до того, как ребенок появляется на свет — плод уже способен различать интонации голоса матери и, вероятно, понимать их значение (хотя, конечно, он еще не понимает слов). К четырем месяцам младенцы уже различают звуки речи и могут реагировать даже на движение губ — словом, они почти читают по губам! Более того, в ходе исследований было установлено, что маленькие дети различают звуки речи разных языков, а не только языка, на котором говорят дома. Однако приблизительно к десяти месяцам эта способность исчезает, и ребенок начинает правильно реагировать только на звуки родной речи.
Существует несколько теорий о развитии речи. Согласно одной из них, в раннем детстве речь развивается в результате того, что ребенок имитирует взрослых. По мнению сторонников другой теории, дети уже рождаются с неким речевым инструментом, который позволяет им производить звуки, как только они овладевают достаточно большим словарем.
Общение с родителями играет важную роль в раннем развитии речи. Исследования показали, что особый тип речи, которые родители обычно используют для разговоров с детьми — простые и короткие предложения, характерные высокие интонации — помогают ребенку быстрее осваивать речь, и начинать говорить самому. По мере того, как ребенок развивается, родители начинают говорить с ним все более «по-взрослому», адаптируясь под его потребности.
- развитие детей
|
|
---|
Статьи по теме