Разное

Методика Монтессори: педагогика по-итальянски

Методика Монтессори, разработанная доктором Марией Монтессори — это особый подход к образованию, в основе которого лежат продолжительные наблюдения за развитием детей от самого младшего возраста до взросления. Согласно этому походу, у ребенка есть природная тяга к знаниям, которая может полностью раскрыться в правильно организованном окружении. Здесь уделяется внимание всестороннему развитию ребенка — физическому, социальному, эмоциональному, умственному.

Особенности методики Монтессори

Среди компонентов учебных программ, основанных на методике Монтессори: группы учеников, состоящие из детей разного возраста, блоки рабочего времени, не прерываемые обычными переменами и предоставляемый детям выбор способов обучения, направляемый инструктором. Кроме того, дети и преподаватели могут использовать тщательно продуманные учебные материалы, которые особым образом расположены в эстетически приятном пространстве класса.

Учитель, ученик и рабочая седа — это аспекты, которым методика Монтессори придает первостепенную важность. Классные комнаты устроены так, чтобы поощрять независимость, свободу в определенных пределах, и чувство порядка. Ребенок, делая самостоятельный выбор, использует те возможности, которые предоставлены учебной средой и взаимодействует с учителем, когда ему необходима поддержка и/или руководство.

Благодаря тому, что в учебные группы входят дети разного возраста, младшие могут учиться у старших, а старшие еще лучше запоминают и по-новому смотрят на ранее пройденное, объясняя младшим то, что уже усвоили сами.







Доктор Монтессори заметила, что дети во время развития проходят периоды особенной чувствительности, или так называемые окна возможностей. Учителя, работающие по методике Монтессори, готовят специальные уроки для таких периодов, когда новые знания усваиваются особенно легко.

Детей дошкольного возраста обучают через сенсорно-двигательную активность — дети работают с материалами, которые развивают их мыслительные способности через прямой опыт чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, движение.

В начальных классах дети при помощи специальных обучающих материалов и междисциплинарной программы постепенно переходят от конкретного к абстрактному. Со временем они начинают применять свои новые знания к явлениям реального мира.

Преимущества методики Монтессори

Каждый ребенок рассматривается как уникальная личность. Методика Монтессори основана на признании того, что дети могут учиться разными способами, предпочитать разные формы обучения. Кроме того, ученики могут выбирать подходящий для них темп обучения — тот, к которому они уже готовы.

С раннего возраста ученики привыкают к порядку, координации своих действий, концентрации и независимости. Дизайн классных комнат, учебные материалы и организация работы способствуют тому, чтобы ребенок сам организовывал свою деятельность. У детей развивается способность к самообучению, а также привычка самостоятельно думать о том, что и зачем они изучают.

Ученики образуют сплоченное сообщество, члены которого заботятся друг о друге. Старшие дети с удовольствием становятся наставниками и ролевыми моделями для младших. Младшие чувствуют поддержку и уверенность в том, что они, как и старшие ребята, смогут справиться с предстоящими трудностями. Учителя проявляют уважение к личностям детей и способствуют как можно более мирному и конструктивному разрешению конфликтов.

Дети учатся пользоваться свободой и осознавать связанную с ней ответственность. В рамках определенных норм ученики могут активно принимать участие в решении вопроса о том, на чем им лучше сосредоточиться в процессе обучения. Внутреннее удовлетворение, которое ребенок получает, обучаясь в таком режиме, стимулирует его желание учиться дальше, и глубже познавать интересующие его предметы. В то же время ребенок видит результаты принятых им самим решений и учится понимать, что свобода связана с высоким уровнем ответственности.

Ученики сами ищут ответы на свои вопросы. Процесс обучения выстроен таким образом, чтобы дети имели возможность самостоятельно найти интересующую информацию; конечно, они также могут задавать свои вопросы учителю. Идея в том, чтобы ребенок самостоятельно думал над тем, что он изучает, сопоставлял уже известные ему факты и решал, чего ему не хватает для более полного представления об изучаемом предмете.

Самокоррекция. Со временем обучающиеся по методике Монтессори дети учатся критично смотреть на свою работу, исправлять ее и учиться на собственных ошибках.

История педагогики – это сотни имен, и всего лишь несколько реальных школ, чьи традиции успешно применяются спустя много лет. Мария Монтессори – итальянский психолог, физик, учитель. Почти на семьдесят лет о ней полностью забыли в восточной Европе, в то время как в Америке и Западной Европе открывали академии и институты, где с успехом воплощали ее педагогические, дидактические и антропологические идеи.



Читать так же:  Лапароскопия миомы матки – лечебный или диагностический характер

Статьи по теме

Back to top button