Кризис двух лет: мама, хочу!
Ваш замечательный, такой ласковый и послушный малыш вдруг в возрасте от двух до трех лет совершенно меняет свой характер. Он кричит, бросает игрушки, топает ногами и падает на пол. Но самое главное – он абсолютно на все предложения и просьбы отвечает словом «нет». Для многих родителей это становится суровым испытанием.
Почему наступает кризис двухлетнего возраста
Это происходит потому, что ребенок начинает ощущать себя отдельной личностью в окружающей среде и пытается выявить, что ему можно делать, а что нет. Он разбивает чашку (нарочно) или убегает от мамы на улице, чтобы понять, что из этого выйдет, как отреагируют окружающие на его поведение.
Такие поступки могут потом надолго сформировать характер ребенка. Все будет зависеть от того, как окружающие будут реагировать на эти поступки. Если ребенок поймет, что он беспрепятственно может, например, разливать свой суп по всей кухне (мама при первом таком поступке на него не отреагировала), то в дальнейшем его невозможно будет переубедить в этом.
Признаки и кризиса двухлетнего возраста
Кризис двухлетнего возраста протекает под флагами «Я сам», «Я уже большой» и «Нет, чтобы мне ни предлагали». Ребенок становится совершенно неуправляемым, он постоянно кричит, скандалит, отказывается есть (даже, когда голоден), отказывается одеваться для прогулки (хотя знает, что на улице интересно, его там ждут друзья). При малейшем пренебрежении его интересами со стороны взрослых он начинает кричать, топать ногами, плакать и даже падать на пол.
Если своевременно не остановить этот процесс, то он переходит в настоящую истерику, когда ребенок уже не видит и не слышит ничего вокруг. Особенно тяжело он переносит уговоры, от этого истерика становится все более затяжной. А вот если не обращать внимания, то ребенок быстро успокоится. Но он должен видеть, что вы заняты и вам просто не до него.
В этом возрасте ребенок старается все делать самостоятельно, а так как это получается далеко не всегда, то частенько его при этом «накрывает» истерика. И тут уже много зависит от такта и спокойствия взрослых. Можно отвлечь ребенка, поручив ему какое-то ответственно задание или просто предоставить его самому себе – все это индивидуально и зависит от характера ребенка.
Отвечая словом «нет» на любое предложение взрослых, ребенок пытается отстоять свою самостоятельность и независимость. Это возраст, когда человек начинает сознавать, что он отдельный, не связанный со своими родителями. Чтобы утвердиться в этом мнении, он и твердит слово «нет».
Как преодолеть кризис двух лет
Это время тяжелое, как для родителей, так и для самого ребенка. Идеально было бы постараться понять ребенка и не препятствовать его развитию.
Как же быть с истериками?
Самой лучшей профилактикой истерик является четкое определение границ дозволенного. Запретов не должно быть слишком много, но соблюдаться они должны неукоснительно. Ребенку такая определенность нравится: границы создают ощущение безопасности.
Но если хотя бы раз ему будет разрешено что-то прежде недозволенное, все истерики тут же возобновятся: с их помощью ребенок будет «выбивать» из своих бедных родителей все, что ему нужно. Но при этом он будет страдать и сам, ведь границы дозволенного расширились до неопределенности, а значит, мир стал не таким безопасным.
Что нужно делать в момент истерики? На каждого ребенка можно воздействовать по-разному. Например, если истерика еще не зашла далеко, — отвлечь чем-то интересным (желательно, чтобы это было задание, повышающее его самооценку из разряда «Я сам») или просто выйти в другую комнату и заняться каким-то делом, не обращая на ребенка никакого внимания.
Истерика – это всегда публичное действие, она требует зрителя и без зрителя моментально вянет и затухает. Поэтому если не обращать на ребенка внимания, то он очень быстро успокоится и тут же займется чем-то более интересным.
Как быть со словом «Нет»?
Постепенно и терпеливо направлять ребенка в определенные рамки, стараясь не ломать его личность. Ведь если сломать сейчас его стремление к самостоятельности, то он может всю оставшуюся жизнь этой самостоятельности не проявлять, а это уже совсем плохо.
Поэтому взрослый должен проявлять чудеса ловкости, спокойствия и доброжелательности, не нарушив при этом установленных уже рамок дозволенного. Но иногда нужно согласиться с нежеланием ребенка что-то делать — это придаст его действиям и поступкам определенную самостоятельность, повысив самооценку.
За рамки дозволенного нельзя выходить ни при каких условиях, когда это касается жизни и здоровья самого ребенка, например, переходить улицу можно только за руку с мамой, нельзя гладить на улице незнакомых собак и кошек, бегать по большим лужам.
Для большинства родителей малыш – это самая главная ценность в жизни. Но для его же блага нельзя позволять ему становиться домашним тираном.
Галина Романенко
- детские кризисы
|
|
---|
Статьи по теме