Разное

Когда новорожденные начинают видеть: этапы изменений

Многих родителей особенно интересует, когда новорожденные начинают видеть. Зрение у детей имеет свои особенности и формируется постепенно. Каждый месяц у младенца происходят изменения в строении и функциях зрительной системы.

Какое строение имеет глаз новорожденного

Зрительная система новорожденного имеет ряд отличий от зрительной системы взрослого. Строение органов зрения в процессе развития человеческого организма постепенно изменяется, и особенно интенсивно это происходит на первом году жизни.

Глазное яблоко у новорожденного короче, чем у взрослого, примерно на шесть миллиметров. Из-за этого ребенок плохо видит близко расположенные предметы, такое состояние называется дальнозоркостьюДальнозоркость — чем она чревата?. Глазной нерв и мышцы, которые обеспечивают движения глаз, у новорожденного несовершенны. Их незрелость — причина физиологического, то есть нормального для этого периода, косоглазияКосоглазие — как найти причину?.

Толщина роговицы (передней части фиброзной оболочки глаза) у новорожденного несколько больше, чем у взрослого человека. У ребенка она сильно выступает вперед в виде валика и отграничена от расположенной под ней белковой оболочки. В первую неделю жизни ребенка роговица из-за временного отекаПрофилактика и лечение отека — важно понять первопричину не совсем прозрачна. В норме через несколько дней это явление проходит.







Хрусталик у детей также имеет свои особенности. Он представляет собой линзу, которая может сжиматься и расправляться. Благодаря этому взгляд человека может фокусироваться на предметах, расположенных на различном расстоянии. Хрусталик — полужидкая прозрачная масса, которая заключена в капсулу. После рождения он имеет почти круглую форму, но постепенно, по мере роста ребенка его диаметр увеличивается, и он становится похож на чечевичное зерно.

В центре радужки (радужной оболочки) располагается отверстие, которое называется зрачком. При слабом освещении последний расширяется, а при ярком — суживается, и таким образом регулируется количество света, которое попадает на сетчатку. Окраска радужной оболочки зависит от количества в ней пигмента.

 

У новорожденных в радужке содержится мало пигмента, и поэтому цвет глаз у них обычно голубой. По мере роста ребенка радужка утолщается, и количество пигмента в ней становится больше.

 

Самой сложной по строению и функциям из оболочек глаза считается сетчатка, которая выстилает глаз изнутри. Сетчатка состоит из палочек, колбочек и нервных клеток. Когда на эту оболочку попадает свет, то в палочках и колбочках возникает особый электрический импульс, который по нервным волокнам (зрительному нерву) передается в головной мозг. Сетчатка у новорожденных также развита частично.

Особенности зрения ребенка по месяцам

Наиболее быстрое развитие зрительной системы происходит в первые месяцы жизни ребенка. В первые две недели зрение новорожденных оценивается только на уровне ощущения света. Под влиянием последнего у таких детей сужаются зрачки и закрываются веки. Вместо лиц они видят только размытые силуэты. Ребенок в этом возрасте еще не способен зрительно узнавать окружающих его людей.

Острота зрения у двухнедельного младенца намного ниже, чем у взрослого. Это связано с тем, что сетчатка еще формируется. Поле зрения ребенка сужено, поэтому новорожденный не воспринимает людей, которые стоят сбоку от него.

  • В период со второй по пятую неделю жизни ребенок может фиксировать свой взгляд на источнике света. С пятой недели у младенца уже заметны координированные движения глазных яблок в горизонтальной плоскости. Но они еще не совершенны. Ребенок может фиксировать медленно движущийся предмет и следить за его перемещением только непродолжительное время. Острота зрения остается низкой, а поле зрения — резко суженым. Младенец реагирует только на те предметы, которые расположены на близком расстоянии от него.
  • На втором месяце жизни ребенок может фиксировать взгляд на игрушках и следить за их передвижениями вверх, вниз, вправо и влево. В это время формируются первые представления об объемности предметов. Младенец предпочитает рассматривать детали лиц окружающих, различных узоров и предметов.
  • С трех месяцев ребенок может следить за предметами, которые перемещаются во всех направлениях, на расстоянии от 20 до 80 сантиметров. В период с трех до шести месяцев младенец уже начинает различать более мелкие детали и части окружающих его предметов. Он переводит взгляд с близко расположенных игрушек на находящиеся далеко и обратно, при этом не теряя их из виду. Ребенок моргает при быстром приближении предмета, рассматривает свое отражение в зеркале и узнает грудь матери.
  • На шестом месяце у младенца формируется зрительное представление о расстоянии, и это развивает у него трехмерное восприятие. На седьмом месяце жизни ребенок интересуется взаимосвязью окружающих предметов и замечает самые мелкие детали обстановки.
  • В период с восьмого месяца до года ребенок уже умеет воспринимать предмет не только целиком, но и по отдельным частям. Он ищет предметы, если они исчезли внезапно из поля его зрения, так как уже в этом возрасте осознает, что они все еще существуют, но только находятся в другом месте. Острота зрения увеличивается еще больше.
  • В промежутке от года до двух у ребенка отмечается почти полная согласованность между движениями глаз и рук. Он понимает некоторые жесты, способен наблюдать, как более старшие дети или взрослые рисуют или пишут. К четырем годам зрение у ребенка почти достигает уровня взрослых.

Так как зрительный анализатор у новорожденных очень слабо развит, то ребенок сразу после рождения не различает цвета. Способность их отличать появляется в период между двумя и шестью неделями. Сначала ребенок учится различать красный и желтый цвета, а позже — зеленый и синий. Цветовое зрение заканчивает формироваться примерно к четырем годам.

Анатомическое строение зрительной системы у новорожденного отличается от такового у взрослых. Каждый месяц зрение ребенка совершенствуется и постепенно достигает уровня взрослого человека.



Метки статьи:

  • развитие ребенка

Статьи по теме

Развитие ребенка: от рождения до трех месяцев
Развитие малышей от четырех до шести месяцев: личность!
Грудной ребенок: человек, хоть и с мизинчик
Развитие мозга у ребенка — основные периоды

Читать так же:  Хламидии: коварное и распространенное заболевание

Статьи по теме

Back to top button