Как помочь ребенку понять гендерные роли и избежать гендерных стереотипов
- Как помочь ребенку понять гендерные роли и избежать гендерных стереотипов
- Мальчики и девочки
Из-за гендерного неравенства и дискриминации, как незаметных, так и очевидных всем, девочки и мальчики растут, по большому счету, в двух совершенно разных обществах, где к ним предъявляются различные требования и ожидания. Отношение к ним окружающих, методы воспитания и нормы поведения мальчиков и девочек тоже отличаются.
По сути, речь идет о двойных стандартах: что разрешено мальчику, для девочки – стыдно и неприлично. Такая дифференциация совершенно не готовит их к совместному будущему и ограничивает их потенциал, препятствуя всестороннему развитию личности. Родители, педагоги и другие взрослые могут помочь изменить эту ситуацию, помогая детям освоить самые разнообразные навыки и умения, постоянно расширяя их кругозор и улучшая их социальное окружение. Кроме того, полезным будет с детства приучить ребенка к гендерному неравенству и научить его адаптироваться к гендерным различиям, понимать и принимать их.
Гендерные роли
Чтобы помочь ребенку понять гендерные роли и гендерные различия и избежать гендерных стереотипов, родители должны знать, как происходит формирование гендерных ролей. Зачатки дифференциальной социализации можно увидеть еще до рождения ребенка. Родители хотят знать, кто же родится – мальчик или девочка, ведь от этого уже многое зависит: как они его назовут, какую одежду, игрушки будут покупать, как будут воспитывать. Гендер является очень важной социальной переменной и родителям вряд ли бы понравилось, если окружающие допускали бы ошибки в отношении пола ребенка.
Уже в три года дети с уверенностью относят себя к мужскому или женскому полу (это так называемая «гендерная идентификация»). В этот период дети начинают замечать, что мужчины и женщины по-разному выглядят, заниматься разной деятельностью и интересуются разными вещами. Как только ребенок начинает замечать различия между мужчинами и женщинами, у него появляется повышенное внимание к ролевым моделям его пола, обусловленное желанием быть самым лучшим мальчиком или девочкой. Подражанием можно объяснить любовь женщин к походам по магазинам и подготовке к праздникам и нежелание мужчин этим заниматься. Пока ребенок растет, он видит, что именно женщина занимается такими делами, и если ребенок – девочка, то это будет интересовать ее гораздо больше, чем, если бы на ее месте был мальчик. Нельзя забывать, что гендерно-ролевая социализация – это процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни человека, он отражает меняющиеся обстоятельства и новый опыт.
На протяжении жизненного пути материалом для формирования гендера служит вся система представлений о мужественности и женственности. Учителя, другие дети, родители других детей, родственники игрушки и телевидение – из всех этих источников ребенок узнает о поведении, которое расценивается обществом как соответствующее тому или иному гендеру. Эксперименты показывают, что чтение книг, в содержании которых прослеживается половая стереотипизация, приводит к увеличению доли поло-типичного поведения в детских играх.
Хотя недавние исследования показали, что описания гендера в книгах изданных после 1980 годов в достаточной степени изменились, но библиотеки все еще полны книгами, изданными до этого периода. А в них обычно преобладают персонажи мужского пола и женщины изображаются исключительно в роли хранительниц домашнего очага, тогда как мужчинам предоставлены все возможности.
Немаловажную роль в гендерно ролевой социализации играют средства массовой информации, ведь они постоянно демонстрируют нам стереотипные женские и мужские образы.
Информационное поле
Информационное давление вызвано тем, что, расширяя наши знания о себе и о мире, стремясь понять , какой позиции следует придерживаться в тех или иных социальных вопросах, мы в большей степени опираемся не на собственный опыт, а на информацию, предоставляемую окружающими. Чтобы определить, что правильно, мы стараемся разузнать, что правильным считают другие, а свое поведение считаем таковым, пока наблюдаем его у окружающих. То же относится и гендерным ролям. Телевидение и книги помогают сформировать у детей гендерные ожидания. Большинство детских телесериалов и программ изображают мужчин и женщин в стереотипных гендерных ролях, а телевизионная реклама, целевой аудиторией которой являются дети, только укрепляет гендерные стереотипы, показывая мальчиков исключительно с машинками и пистолетами, а девочек – с куклами, и обычно в розовым тонах. Кроме того, мужских персонажей в детских сериалах больше, чем женских (в соотношении 5:1), и они показаны в роли заводил, руководящих происходящим на экране. Исследования показали, что чем больше дети смотрят телевизор, тем больше вероятность того, что у них сформируются гендерные стереотипы, они будут стараться соответствовать гендерным ожиданиям (то есть вести себя так, как «следует» мужчине/женщине), а также участвовать в гендерно-ориентированных действиях. Детские книги изобилуют гендерными стереотипами. Мужские персонажи чаще всего предстают в них как отважные искатели приключений, сильные, независимые, умные и решительные, а женские персонажи изображены как пассивные, покорные и зависимые существа, хранительницы домашнего очага. Более того, мужские персонажи играют более значительную роль, и их значительно больше, чем женских персонажей.
В процессе дифференциальной социализации очень велика роль детских игрушек. Игрушки и игры помогают девочкам практиковаться в тех видах деятельности, которые касаются подготовки к материнству и ведения домашнего хозяйства, развивают умение общаться и навыки сотрудничества, поощряют желание хорошо выглядеть. Мальчиков игрушки побуждают к изобретательству, преобразованию окружающего мира, помогают развить навыки, которые позже лягут в основу пространственных и математических способностей, поощряют независимое, соревновательное и лидерское поведение. Зайдя в магазин, вы сразу же увидите что большинство игрушек предназначены либо для мальчиков, либо для девочек. По статистике, взрослые покупают маленьким детям больше игрушек, типичных для пола ребенка. Естественно будет предположить, что это является следствием того, что мальчики и девочки предпочитают разные игрушки, и поэтому просят купить им именно их. Но является ли это предпочтение «естественным» или создается социальным окружением? По этому поводу существует несколько гипотез одна из них предполагает, что мальчики и девочки изначально обладают различной врожденной предрасположенностью, благодаря чему и начинают со временем отдавать предпочтения различным игрушкам. Но нельзя исключать возможность того, что к тому моменту, когда ребенок начинает отдавать предпочтения игрушкам, типичным для его пола, дифференциальная социализация уже произошла. Так, я пять лет дети уже стесняются играть с игрушками, не соответствующими их гендерной роли, поэтому часто отказываются от игрушек, ассоциирующихся с противоположным полом, тем самым укрепляя гендерную стереотипизацию. Таким образом, существует огромное количество факторов, которые влияют на гендерно-ролевую социализацию человека.
- половое воспитание
|
|
---|
Статьи по теме