Аутизм в детском саду: не такой как все
Многие семьи узнают о том, что у их ребенка аутизм, только после того, как он начинает ходить в детский сад. До этого момента ребенок кажется спокойным, немного странным или чувствительным – просто немного другим.
Но в детском саду обнаруживаются новые трудности. Новое расписание, новые занятия, ролевые игры и необходимость использования речевых навыков – это тяжелое испытание для детей с аутизмом. И если дома родители привыкают к странностям своего ребенка, то воспитатели в детском саду под ребенка подстраиваться не будут, и именно ребенку приходится привыкать к новому окружению.
Занятий в детском саду позволяют детям с аутизмом получить множество академических знаний и социальных навыком. Они помогают улучшить способности ребенка к общению и социальной адаптации, а также обучиться базовым навыкам чтения и счета. Также имеются виды деятельности, которые используются в рамках дополнительных занятий или специального обучения.
Занятия для детей-аутистов в детском саду
Детский сад – это хороший выбор ля детей с аутизмом, так как там закладываются основы начального образования и частично решаются проблемы общего развития.
Виды занятий
В детском саду проводятся следующие занятия:
- Обучение грамоте
- Обучение счету
- Художественное творчество
- Развитие навыков общения
- Сенсорная интеграция
- Развитие навыков общения
Занятия по развитию навыков общения помогают повысить способности к социальному взаимодействия и справиться с коммуникативными проблемами. Вот примеры таких занятий:
- Социальные истории – формируют соответствующие реакции и поведение в различных социальных ситуациях на примере рассказов.
- Время сбора в круг – время для проведения интерактивных игр, пения и прослушивания детских песен и стихов. Многим детям-аутистам нравится читать нараспев песни и стихи, которые являются прекрасным способом реализации образовательных идей.
- Игра «Утка, утка, гусь!» с карточками (игра наподобие салок) – Так как многие дети не любят прикосновений, то игру можно немного изменить, заменив похлопывания по голове карточками. Каждый ребенок получает карточку с изображением утки, а ребенок-ведущий с карточкой гуся касается каждой карточки с гусем, называя имя ребенка, у которого эта карточка, и затем выбирает нового «гуся». Новый ведущий меняет свою карточку «утки» на карточку «гуся».
- Песни, подразумевающие взаимодействие — такие песни, как «Головы, плечи, колени и пальцы ног» или «Фермер в лощине», поощряют развитие навыков общения и развивают умение слушать и следовать речевым командам.
- Детская игра Simon Says – игра, в которой дети делают то, что говорит ведущий. Она развивает умение детей слушать и следовать указаниям. Ведущий дает простые короткие указания, которые должен выполнить каждый ребенок. Тех, кому не удается выполнить задание, исключаются из игры. Указания могут быть, например, такими: «дотронься до своего уха», «хлопни в ладоши» или «закрой глаза».
Обучение грамоте
Вот примеры деятельности, которая помогает формировать базовые навыки чтения, восприятия на слух и увеличивает словарный запас:
- Истории в картинках – преподаватель рассказывает историю, а ребенок выбирает карточку, на которой изображен соответствующий эпизод истории. Такие занятия развивают навыки восприятия на слух.
- Назвать животное – ребенку нужно сопоставить звуки с животными, которые их издают, и выбрать карточку с изображением соответствующего животного. Эти занятия учат детей воспринимать на слух, а также способствуют формированию общих навыков языкового восприятия.
- Выбрать цвет – карточки с изображением знакомых детям объектов смешивают с карточками различных цветов. Ребенок должен найти карточку, цвет которой соответствует цвету каждого объекта. Например, карточке с изображением желтого солнца соответствует карточка желтого цвета.
- Буквы в коробке – в комнате спрятаны карточки с прописными и строчными буквами. Детям нужно найти все карточки, и каждую положить в коробку с изображением буквы соответствующего регистра. Выигрывает тот ребенок, который первым кладет шесть карточек с буквами в правильную коробку.
Обучение счету
Примеры занятий, которые помогают детям в детском сажу обучиться счету:
- Камни в ведре — чтобы получить число, ребенок бросает игральный кубик. Затем он должен положить в ведро соответствующее количество камней.
- Посчитать блоки – преподаватель называет число, а ребенок должен отсчитать нужное количество блоков.
- Посчитать фигуры – из картона или карточной бумаги изготавливаются простые фигуры нескольких видов. Фигуры перемешиваются и разделяются на несколько групп. Ребенку нужно посчитать, сколько одинаковых фигур в каждой группе.
- Составляется таблица из четырех цветов, каждому их которых присваивается номер. Ребенок получает карточку с изображением таблицы с пронумерованными ячейками. Ему необходимо закрасить каждую ячейку соответствующим номеру цветом.
Сенсорная интеграция
Улучшить сенсорную интеграцию детей с аутизмом помогает сенсорная интеграционная терапия, которую должен осуществлять специалист в этом области. К занятиям, которые способствуют улучшению сенсорной интеграции, относятся:
- Качели – некоторым детям с нарушениями сенсорного восприятия очень нравится качаться на качелях. Это занятие успокаивает. Существуют качели, специально созданные для проведения сенсорной интеграционной терапии, как в помещении, так и на открытом воздухе. Но многие дети способны обучиться этому занятию и на обычных дворовых качелях без опасности для своего здоровья.
- Игры на развитие сенсорного восприятия в специальных «сенсорных комнатах» — сенсорные комнаты используются для улучшения сенсорного восприятия у детей. В такой комнате органы чувств ребенка стимулируют с помощью поверхностей различного характера, различных звуков и видов деятельности. Профессиональный врач-терапевт может помочь родителям создать сенсорную комнату в домашних условиях, чтобы развивать чувственное восприятие своего ребенка.
Визуальные средства
Ускорить процесс обучения многих детей-аутистов помогают разного рода визуальные средства, например, карточки с изображениями. Это помогает взаимодействовать с ребенком, который не может говорить или которому сложно воспринимать речевые команды. Визуальные средства полезны практически во всех видах деятельности, которые проводятся в детском саду.
- аутизм
|
|
---|
Статьи по теме