24.07.2018
55 смотр.

Обычно родители начинают беспокоиться о возможной задержке речевого развития своих детей, когда сравнивают их с другими детьми. Например, если ваш сын к двум годам научился произносить лишь несколько слов, а сын сестры в этом возрасте уже очень много и довольно внятно разговаривает, это может стать поводом для беспокойства. При этом многие мамы и папы все же надеются, что все образуется само собой, и ребенок перерастет свои проблемы. Как правило, родители обращаются к специалистам лишь в том случае, если замечают какие-либо другие признаки замедленного развития. Чтобы вовремя оказать помощь ребенку, у которого действительно произошла задержка речевого развития, полезно знать, как речь развивается в норме.

Нормальное речевое развитие

  • До 12 месяцев дети начинают произносить отдельные звуки и слоги, а также распознавать названия объектов, с которыми они имеют дело ежедневно (например, бутылочка, ложка, стол, и так далее). Многие дети в возрасте около года начинают выговаривать сочетания слогов, похожие на слова «мама», «папа», и так далее.
  • 12-15 месяцев. В этом возрасте дети начинают подражать звукам речи взрослых людей, и обычно произносят свои первые слова, как правило, состоящие не более, чем из двух слогов. Они также могут понимать и выполнять простые просьбы (например: «Дай мне игрушку»).
  • 18-24 месяца. Большинство малышей этого возраста могут произносить 20-30 слов. К двум годам дети начинают говорить простые предложения из двух-трех слов. Двухлетний ребенок обычно распознает привычные для него объекты (в том числе, на картинках), и может по просьбе взрослого указать на глаза, уши, нос и так далее.
  • 2-3 года. Словарь ребенка значительно превышает сотню слов. Он начинает объясняться предложениями, состоящими из трех и более слов, использует сравнительные характеристики, например, большое и маленькое, светлое и темное, и так далее.

Признаки задержки речевого развития

Следующие признаки могут указывать на задержку речевого развития ребенка:

  • Ребенок в возрасте до года слабо реагирует на звуки, и сам практически не издает каких-либо звуков;
  • К двенадцати месяцам ребенок не использует распространенные жесты — не указывает на предметы пальцами, не машет рукой на прощание, и так далее;
  • К восемнадцати месяцам ребенок еще не имитирует звуки;
  • Ребенок с трудом понимает обращенные к нему простые просьбы;
  • Ребенок старше двух лет может только имитировать речь или жесты, и не произносит какие-либо звуки спонтанно, по собственной инициативе;
  • Ребенок старше двух лет произносит лишь ограниченное количество звуков, и не может использовать какие-либо речевые навыки, чтобы сообщить о чем-либо, кроме насущных потребностей (например, он может попросить есть, но не в состоянии объяснить, что ему нравится какая-то игрушка);
  • У ребенка необычный тон голоса (например, он говорит в нос, или очень скрипучим голосом);
  • Родители с трудом понимают, что говорит ребенок. В норме взрослые люди, которые регулярно ухаживают за ребенком, должны понимать половину слов, которые он произносит в два года, и приблизительно три четверти слов — когда ему исполняется три года. К тому времени, когда ребенку исполнится четыре года, его речь должна быть достаточно понятной для всех, даже для людей, которые никогда раньше с ним не общались.

Причины задержки речевого развития

У ребенка, который в целом развивается нормально, задержка речевого развития может быть вызвана проблемами со структурой языка или нёба. Например, короткая уздечка языка может ограничивать его подвижность, и из-за этого ребенок недостаточно четко выговаривает слова.

Иногда у детей нарушены связи в участках головного мозга, которые отвечают за речь. В таком случае ребенку трудно координировать движения губ, языка и челюсти, чтобы нормально произносить звуки. Задержка речевого развития может быть не единственным результатом подобных нарушений; иногда у таких детей возникают проблемы с приемом пищи.

 

В некоторых случаях задержка речевого развития является частью общих проблем с развитием ребенка, результатом которых иногда становится отставание в умственном развитии.

 

Проблемы со слухом часто бывают связаны с задержкой речевого развития, поэтому в ходе диагностики детям обязательно проверяют слух. Слабый слух может стать причиной проблем с артикуляцией, пониманием и использованием речи.

Ушные инфекции, особенно — хронические, могут серьезно повредить слух ребенка. В большинстве случаев инфекции удается быстро вылечить, и они не оказывают влияния на речевое развитие. Так или иначе, если хотя бы одно ухо у ребенка слышит хорошо, его речь будет развиваться нормально.

Помощь при задержке речевого развития

При подозрении на какие-либо проблемы с речевым развитием ребенка следует как можно скорее обращаться к врачу. Если окажется, что ребенок развивается нормально, вы избавитесь от страхов, а если нет — ему будет оказана своевременная помощь. Специалисты говорят, что в любом случае лучше проявить необоснованную обеспокоенность, чем обратиться за медицинской помощью слишком поздно.

Если по результатам обследования врач решит, что ребенку нужно терапия, для успешного лечения потребуется активное участие родителей. Обычно им рекомендуется присутствовать на сеансах или учиться принимать участие в процессе. Врач покажет родителям, как работать с ребенком в домашних условиях, чтобы помогать ему постепенно развивать речь. Как именно будет проходить терапия, зависит от особенностей конкретного случая.

Родителям следует придерживаться следующих рекомендаций, чтобы стимулировать речевое развитие детей:

  • Как можно больше общайтесь с ребенком, даже если он появился на свет всего несколько недель назад, и, по-видимому, совершенно вас не понимает. Разговаривайте с ним, пойте ему, одобрительно реагируйте на его попытки имитировать звуки и жесты.
  • Читайте ребенку, начиная, как минимум, с шести месяцев (можно и раньше). Четко выговаривайте слова и показывайте ребенку картинку. Если он прерывает чтение какими-либо звуками, сделайте паузу и выслушайте его, как если бы он отчетливо высказывал свое мнение о прочитанном.
  • Поощряйте успехи. Если ребенок правильно произнес слово, которое долго ему давалось, или начал говорить предложениями из трех слов вместо двух, хвалите его. Дети очень рано начинают различать интонации голоса, и отлично понимают, когда их действия вызывают одобрение, а когда — нет.


Метки статьи:

  • развитие детей

Статьи по теме

Развитие речи ребенка — этапы овладения языком
Дети и телевизор — голубой экран вместо детства
Методы воспитания детей — дрессируем или убеждаем?
Ребенок до двух лет: любопытство и независимость

Другие интересные статьи

55 смотр.