25.07.2018
40 смотр.

К трем годам ребенок более или менее приспосабливается к жизни в семье, а семья успевает вполне приспособиться к нему. Он больше не будит весь дом по ночам, соблюдает более или менее размеренный распорядок дня, каждый день развивается стремительными темпами, радуя окружающих своими открытиями… и внезапно превращается в домашнего монстра – начинается кризис трех лет.

Ну, может, не совсем в монстра, но он вдруг начинает бунтовать, его невозможно в чем-либо убедить, и с ним крайне трудно прийти к соглашению. На большинство просьб и предложений старших он дает отрицательный ответ. Если вы на чем-то настаиваете, ребенок раздражается, плачет и начинает всеми возможными способами сопротивляться вашей воле. Он не хочет идти на прогулку, отказывается садиться за стол, переодеваться, мыться; он становится неуправляемым, упрямым и агрессивным. Родителям остается только призывать на помощь все свое терпение, и изо всех сил стараться не выходить из себя. Все перечисленные признаки говорят о том, что у ребенка начался кризис трех лет — хорошо известное, но оттого не менее сложное явление.

Дело не в том, что, как предполагают некоторые родители, ребенок становится «плохим», или его характер портится. Просто он начинает понимать, что он — это он, отдельная личность, а не мама, папа или бабушка. Да, он понимает это далеко не сразу — в первые годы жизни он очень тесно связан с родителями или опекунами; не зря близкие (особенно — мамы), говоря о ребенке, часто используют слово «мы» вместо «я и ребенок». Лишь к трем годам ребенок начинает думать о себе в первом лице («Я!»). Он понимает, что у него есть свои желания и собственная воля, которая может не совпадать с волей взрослых. Это открытие является таким важным, что оно изменяет отношение ребенка к окружающему миру насколько, что он просто не может не менять свое поведение. Именно поэтому у него возникает острая потребность организовать свою жизнь так, как он этого хочет, не подчиняясь никому.

Поскольку в три года ребенок обычно еще не понимает, чего именно он хочет от жизни, и как ее лучше организовать (неудивительно, ведь зачастую этого не знают даже взрослые), он выбирает единственный доступный ему способ проявлять свою волю — отвергать все, что предлагают взрослые люди. Это и является источником проблем: ребенок просто еще не понимает разницы между «я могу», «я хочу» и «мне нужно», и тем более еще не может осознавать, что его личная свобода ограничивается свободой других людей. Помочь маленькому бунтарю понять все это — непростая и важная задача для родителей.

Основные признаки кризиса трех лет

  • Отрицание. Практические на любые просьбы и предложения ребенок отвечает отказом.
  • Упрямство. Ребенок может делать что-то не потому, что этого хочет, а просто для того, чтобы показать — он может поступать так, как считает нужным. К примеру, он может требовать у родителей купить точно такую игрушку, которая у него уже есть, выключить телевизор, когда они смотрят новости, и так далее.
  • Демонстративное поведение. Вы просите ребенка крепко держать кружку, чтобы не разлилось молоко, а он нарочно его проливает. Точно также он может демонстративно разбрасывать игрушки, далеко убегать от вас на улице, хотя вы ему это запретили, и тому подобное.
  • Протест. Ребенок бурно протестует практически в любой ситуации — например, в магазине, когда вы выбираете ему одежду, в кафе, в гостях. Как правило, дети, которые переживают кризис трех лет, совершенно не стесняются посторонних и делают, что хотят, независимо от того, где они находятся.
  • Обесценивание. Кажется, что все, что когда-либо было дорого для ребенка, обесценилось: он может ударить маму, выбросить некогда любимую игрушку в мусорное ведро, отказаться от любимого лакомства.
  • Деспотичность. Одной из основных целей ребенка становится подчинение себе окружающих взрослых. Он не просит, а требует, и очень бурно реагирует на отказ подчиниться.

Правила поведения для родителей во время кризиса трех лет

Ни при каких обстоятельствах не ругайте ребенка, когда он не выполняет то, что вы ему говорите; особенно важно не давать ему такие характеристики, как «плохой», «капризный», «злой», и так далее. Из-за таких слов в свой адрес ребенок может надолго потерять веру в себя, и в будущем имеет шансы стать постоянным клиентов психоаналитика.

Объясните ему, что вы понимаете мотивы его поведения; например, говорите: «я вижу, ты не согласен с предложением мамы». Затем спокойно, не повышая голоса, говорите ребенку, что, несмотря на свое несогласие, он не имеет права грубить другим людям, и должен делать то, что говорят родители, потому что до определенного возраста они за него отвечают, а он еще не может зарабатывать, что обеспечить себя всем необходимым самостоятельно.

Как можно чаще предоставляйте ребенку возможность выбирать, например, что он хочет на завтрак — омлет или кашу, куда и когда он хочет идти гулять, и так далее. Давайте ему возможность делать самостоятельно то, что он уже может сделать — одеваться, расчесываться, и так далее. Неважно, что будет быстрее, если это сделаете вы — зато появившаяся у ребенка свобода несколько ослабит его желание бунтовать. Вознаграждением за ваши усилия будет то, что ребенок вырастет гармоничной, независимой и счастливой личностью. Когда он научиться правильно применять свою волю, проблем с ребенком станет немного меньше. Если же в это время не дать ему возможности проявить себя как самостоятельная, свободная личность, со временем могут возникнуть различные психологические проблемы, решить которые бывает очень непросто.


Метки статьи:

  • детские кризисы

Статьи по теме

Кризис первого года жизни — если малыш обрел свои эмоции
Кризис подросткового возраста: не мешайте ребенку вас ненавидеть
Кризис рождения: приходить в этот мир тяжело
Детское воровство: причины асоциального поведения

Другие интересные статьи

40 смотр.